Мировой рынок корпоративных поисковых систем
(продолжение)
1.2. Соотношение сил на рынке
В качестве "большой четверки" игроков рынка корпоративных поисковых систем
аналитики CMS Research называют следующие компании:
• Autonomy – IDOL Server
• Convera - Retrievalware
• Fast Search & Transfer – Enterprise Search Platform (ESP)
• Verity – K2 Enterprise
Fast Search и Autonomy базируются, соответственно, в Норвегии и Великобритании,
Convera и Verity являются американскими компаниями. После слияния компаний
Autonomy и Verity "большая четверка" сокращается до "большой тройки". Следует
заметить, что все компании "Большой четверки" являются поставщиками систем Data
Mining. Этот факт свидетельствует о том, что приоритетным фактором для развития
рынка поисковых систем является развитие направления Data Mining, при этом роль
рынка СУБД и поисковых серверов для Интернет вторична. Этот фактор необходимо
учитывать при разработке стратегии продвижения и на российском рынке, очевидно,
что Data Mining под давлением тенденций мирового рынка активно будет развиваться
и на российском рынке.
Интерес представляет также группа компаний-лидеров, которую CMS Watch
позиционирует как вторую по успешности на рынке. Это группа компаний,
поставляющих системы класса "High End" с широкими функциональными возможностями.
В эту группу входят такие игроки, как:
• Lextek - Onix
• Endeca - Profind
• Oracle - MatchPoint
• InQuira - InQuira
• iPhrase - OneStep
• Stratify – Discovery System
• TeraText – TeraText Suite
Следует заметить, что в эту группу входит лишь один производитель СУБД -
компания Oracle, остальные игроки являются поставщиками решений Data Mining.
Производители систем управления корпоративным контентом активно развивают и
направление поиска корпоративных документов, особенно это связано с поиском
неструктурированной информации и информации с небольшой продолжительностью
хранения. Как указывает CMS Watch, третья группа игроков мирового рынка
корпоративных поисковых систем идет с незначительным отрывом от первых двух
групп, лидирующих на рынке. К этой группе принадлежат компании-поставщики СУБД и
контент-менеджмента:
• Hummingbird – Hummingbird Search Server
• Microsoft – SharePoint Search Services
• Open Text - Livelink
• SAP - TREX
• IBM – DB2 OmniFind Edition
• Oracle – Oracle Text
Следует отметить, что в эту группу входит и немецкий поставщик систем ERP-класса
SAP, которая представляет два вида продуктов: SAP Enterprise Portal (решения для
корпоративных порталов) и TREX, предназначенный для поиска разных форматов
документов в информационной системе. Продукт TREX включен в DNA последних версий
R/3 от SAP. Аналитики CMS Watch отмечают, что поисковые системы большинства
разработчиков СУБД имеют несколько существенных недостатков: длительность
обработки запроса, часто - неудобный пользовательский интерфейс, сложность
запросов. Часто оптимально системы работают только с СУБД разработчика.
Следующая группа поставщиков предлагает решения среднего класса, ориентированные
на сравнительно небольшое число запросов с упрощенным морфологическим анализом.
Сюда можно отнести таких поставщиков, как:
• Arikus - Aire
• Vivisimo – Vivisimo Clustering Engine
• Coveo – Coveo Enterprise Search
• ISYS – ISYS Search Suite
• Speed of Mind – Speed of Mind Index Server
Это поисковые системы с облегченной функциональностью, которые ориентированы на
быстрый поиск в небольшом числе форматов документов (например, почтовых
архивов). Интерес представляет также группа поставщиков, позиционирующих свои
решения на Open Source-технологиях. Сюда относятся:
• Swish – Swish-e
• ht:Dig – ht://Dig
• Apache Project – Jakarta Lucene
Интересно, что даже такие "монстры" рынка корпоративных поисковых систем, как
IBM, оценивают потенциал Open Source в качестве основы поисковых систем очень
высоко. В сентябре IBM анонсировала несколько разработок, базирующихся на
открытых ресурсах, пока, впрочем, без воплощения в конкретных продуктах.
1.2.1 Оценка долей мирового рынка по группам поставщиков
Доли мирового рынка корпоративных поисковых систем можно определить лишь
условно, так как публичные ресурсы об исследованиях практически отсутствуют. На
основе данных финансовой отчетности компаний можно условно оценить доли
следующим образом:
• Доля рынка "большой четверки" игроков составляет порядка 30%. Судя по
финансовым результатам Autonomy и Verity - суммарная выручка по итогам 2005 года
составляет ~ $250 млн. Вычитая доходность сервисов и консалтинга, а также
источники доходов от не основной деятельности, получаем около $200 млн., что
составляет 13-15% от продажи корпоративных поисковых систем. Доля Convera
составляет порядка 9- 1 0%, Fast - оставшиеся 6-7%.
• Группа High End игроков владеет около 20% мирового рынка (условная оценка по
финансовым результатам компаний Endeca и iPhrase).
• Группе "тяжеловесов" - производителей информационных систем и СУБД -
принадлежит не менее 15% рынка, следует учитывать, однако, специфику
потребителей таких систем.
• Доля производителей поисковых серверов для Интернет составляет чуть менее
10%, однако за счет быстрого развития технологии поиска активно растет, что
вызывает тревогу даже у "большой четверки" игроков. Необходимо отметить
также позитивное влияние проекции брендов систем с рынка поисковых систем в
Интернет на поиск корпоративных данных.

1.2.2 Сектора и ниши мирового рынка
Сопоставляя предложенную CMS Watch типологию поставщиков с результатами
исследования Gartner Research, можно разделить игроков рынка корпоративных
поисковых систем на следующие сегменты:
Лидеры - производители систем управления контентом и Data mining. Системы этого
сегмента представляют собой программные решения, ориентированные не только на
компании крупного, но и среднего сегмента бизнеса. Повышенная функциональность
таких систем позволяет удовлетворить самые сложные запросы предприятий, они
оптимизированы для различных типов информационных систем, могут интегрироваться
в сети хранения (SAN) предприятий, не зависят от типов конфигураций локальных
сетей и географической удаленности объектов информационной системы. Важным
является факт, что такие решения независимы от программно-аппаратной платформы,
что позволяет максимально эффективно использовать потенциал этого класса систем.
Отраслевой срез потребителей представлен широким спектром отраслей
промышленности и вертикальных рынков: финансовой и банковской сферами,
телекоммуникационной отраслью, медиа-бизнесом, ритейлом. Такие системы могут
интегрироваться в SCM-структуры, что делает их пригодными для использования на
вертикальных рынках.
• Вторую категорию игроков Gartner характеризует как "Challengers". Сюда
относятся производители СУБД и поисковых серверов для Интернет. Вендоры этого
сегмента представляют "тяжелые" системы на базе поставляемых ими решений.
Gartner заключает, что эффективность систем этого сегмента значительно ниже по
сравнению с лидерами, что обусловлено, прежде всего, инвестиционной стратегией
компаний, для которых корпоративный поиск не является ключевым видом
деятельности. Несмотря на то, что системы этого типа могут работать с любыми
категориями СУБД и информационных систем, важной характеристикой является "заточенность"
систем под СУБД определенных поставщиков. Потребители систем этого сегмента
представляют, в основном, компании крупного и среднего бизнеса широкого спектра
отраслей.
• Сегмент "нишевых" игроков представляет наибольший интерес для дальнейшего
анализа, так как включает поставщиков систем самых разных типов и платформ,
ориентированных на определенные ниши и сегменты потребительского рынка. В таких
системах, как правило, усилены определенные группы функций, как поисковых, так и
корпоративных. Такие системы могут предназначаться для поиска определенных
форматов файлов: электронных писем, видео или аудиофайлов, бухгалтерских или
финансовых документов, или файлов из определенных источников и т.д. Возможно,
существует также отраслевая градация нишевых решений, но скорее всего, такие
ниши будут заполняться по мере насыщения ключевых областей рынка корпоративных
поисковых систем, а также по мере формирования спроса на отраслевые решения.
• Сегмент "Visionaries" представлен компаниями-лидерами по продаже систем с
ограниченной функциональностью, но высокой скоростью поиска. Потребителями таких
систем являются небольшие компании. Функции систем этого сегмента позволяют
осуществлять поиск небольших объемов данных на десктопах и сетевых дисках, а
также в NAS-хранилищах данных. Чаще всего, это программные решения,
финансируемые за счет продажи лицензий. Внедрение таких систем может
осуществляться без привлечения сторонних специалистов, силами системных
администраторов компании. Важным моментом является также фактическое отсутствие
затрат на обучение персонала работе с поисковой системой.

|