Российский рынок корпоративных поисковых систем
Особенность
российского рынка корпоративных поисковых систем заключается в необходимости
поиска документов с учетом морфологических и семантических особенностей как
русскоязычных текстов, так и поисковых запросов, исправлении ошибок запросов,
поиске логических связок и словоформ. В этом российский рынок сопряжен с
"локальными" языковыми рынками: немецким, французским, испанским, итальянским,
на которых, наряду с интернациональными поисковыми системами активно
продвигаются решения, созданные специально для "естественных" языков этих стран.
Несмотря на то, что локальные, "национальные" системы поиска часто уступают по
функциональности системам интернациональных вендоров (к примеру, в
"национальных" системах взаимодействие с базами данных или архивами документов
часто не оптимизировано, не поддерживается вся локальная сеть целиком, не
учитывается географическая удаленность объектов сети, поддерживается небольшое
число форматов документов и т.д.), популярность таких систем на страновых рынках
остается высокой, что объясняется расширенными функциями поиска, анализом
семантики и морфологии текстов и, соответственно, более высокой эффективностью
поиска таких систем. Дело в том, что интернациональные игроки используют в своих
системах программы-переводчики, функциональность которых сильно ограничивает
возможности поиска необходимой информации. Естественно, что
программы-переводчики не могут сравниваться с возможностями профессиональных
лингвистов, занятых в разработке поисковых систем для "естественных" языков.
Кроме того, фактор успеха "национальных" систем изначально заложен уже при их
создании, - это разработчики, редакторы, программисты, которые являются
носителями "естественного" языка.
Forrester Research объясняет текущую ситуацию на страновых рынках недостаточными
инвестициями интернациональных игроков в развитие поисковых систем для не
англоязычных стран. Однако, такой "перекос" на страновых рынках породил целый
ряд новых рынков и игроков. К примеру, это рынок программных и аппаратных
устройств, адаптирующих системы интернациональных вендоров для работы с
контентом на "естественном" языке, рынок консалтинга, интеграции и поддержки
интернациональных систем для работы с "естественными" языками. Эту же тенденцию
целесообразно выделить и на российском рынке.
Существенным отличием, однако, является уровень развития российского рынка
корпоративных поисковых систем от рынков других стран (или групп стран).
Безусловно, важными факторами для развития рынка корпоративных поисковых систем
являются быстрое развитие рынка СУБД, рост числа внедрений корпоративных
информационных систем, а также систем управления корпоративным контентом,
однако, до насыщения соответствующих рынков еще очень далеко. Более того,
процент российских предприятий, использующих технологии управления корпоративной
информацией, ничтожно мал. В качестве причин замедленного развития рынков можно
назвать ограниченность бюджетов предприятий, а также отсутствие у руководителей
осознания необходимости оптимизации корпоративных информационных ресурсов. Эти
же факторы, очевидно, характерны и для российского рынка корпоративных поисковых
систем. Важным нюансом российского рынка корпоративных поисковых систем, в
отличие от рынков ERP-систем или СУБД, является фактическое отсутствие лидеров
рынка, как по финансовым, так и по "брендовым" характеристикам (известности).
Такой фактор, как ограниченность IT-бюджетов предприятий в отношении поисковых
систем еще более усугубляется. Даже при условии успешного внедрения
корпоративной информационной системы и осознания руководством выгод, которые она
приносит, выгоды от приобретения системы поиска корпоративной информации не
столь очевидны. На первый план выступают психологические мотивы потенциальных
покупателей. Если на покупку СУБД или информационной системы в компании
предусмотрен значительный бюджет, то приобретение поисковых систем - часто
явление случайное. Соответственно, из-за недостаточного понимания функциональных
отличий систем, велико и желание сэкономить на их приобретении. Противоположной
моделью поведения является приобретение поисковой системы "по остаточному
принципу", - на сэкономленные средства от приобретения информационных систем,
решений для порталов и т.д. Целевое приобретение корпоративных поисковых систем
на российском рынке, продиктованное ростом потребностей предприятия в быстром
поиске необходимых документов — явление очень редкое. Если даже факт целевой
покупки имеет место, на первый план выходят имиджевые характеристики поставщика
системы - известность, качество решений, длительность присутствия на рынке.
Следует заметить, что стереотипность восприятия руководителями предприятий
корпоративных поисковых систем и финансирование их по случайному или остаточному
принципу легко регулируется посредством масштабной информационной кампании.
|