Семантическая поисковая система AskNet.ru  AskNet Продукты Сервисы Технологии Аналитика Вопрос-ответEnglish
Найдется  соответствующее

Обучение

Задавайте вопросы на естественном языке

 

 

Например: 

 

Методика совершенствования памяти

Г. Насыпная,  В. Насыпный

Предлагаемая методика посвящена решению важной проблемы современной педагогики и психологии, связанной с совершенствованием памяти учащихся в процессе обучения. Данная методика базируется на исследованиях классиков современной психологии и использовании новой информационной технологии. Она обеспечивает замену механического запоминания творческим процессом извлечения знаний из Интернет и образование из полученных ответов логически связанных структур. Это создает принципиально новую основу для развития памяти учащихся.

 

Значение совершенствования памяти в современном учебном процессе

    В настоящее время особенно повысилось значение памяти  как важнейшей психологической функции личности человека. Это обусловлено  коренными изменениями в жизни общества. Развитие рыночных отношений, бизнеса, обострение конкуренции, необходимость владения современной техникой, иностранными языками инициировали повышение ответственности человека за его профессиональную деятельность. В этом процессе приходится принимать важные решения в сжатые сроки, мысленно перерабатывая большое количество информации, которую человек должен быстро извлекать из своей памяти. Сказанное, на наш взгляд, обосновывает необходимость совершенствования методического аппарата развития памяти, применяемого в образовательном процессе в школах, а также  в средних и высших учебных заведениях различного профиля.

     Бесспорно, что поиск новых приемов работы над памятью должен базироваться на достижениях советских и российских ученых в области психологии и педагогики [1, 2, 3]. Вместе с тем, необходимо широко привлекать новые источники методов запоминания, в частности,   информационные технологии,  которые в опоре на известные положения позволяют получить более эффективные современные способы развития памяти, направленные на решение задач сегодняшнего дня.   

      Известно, что советская психология постоянно уделяла внимание этой проблеме и добилась больших успехов в ее разработке. Основой этих достижений явились труды советских ученых-классиков Выготского Л.С., Лурия А.Р., Леонтьева А.Н., признанных во всем мире. Дальнейшее развитие их идеи получили в работах П.И.Зинченко, А.А.Смирнова А.В.Петровского и др. Отметим, что  исследования названных ученых непосредственно связаны с педагогическим процессом, направлены на оказание помощи учащимся в интеллектуальном развитии и,  в частности, в совершенствовании памяти.     

     Опорной точкой предлагаемой методико-теоретической разработки является мысль Лурия А.Р. [1] о том, что природная память человека может быть существенно увеличена на основе "культурного развития" процесса запоминания, под которым понимается хорошо организованное умение пользоваться своим "психологическим инвентарем", создавать различные логические и образные структуры синтеза нового объема памяти. Здесь огромную роль играет творческий компонент, заинтересованность человека в развитии своей памяти, неявно вызванная возможностями новой информационной технологии. Трудная задача запоминания превращается в увлекательный творческий процесс с игровыми элементами и неожиданными "личными открытиями" не известных ранее учащимся знаний, извлекаемых из текстовой информации. Как показывает педагогический опыт, включение творческого и игрового элементов в арсенал вспомогательных приемов запоминания особенно полезно для учащихся.    

     В предлагаемой методике главенствующую роль играют  интеллектуальные вопросно-ответные поисковые системы нового поколения, которые позволяют извлекать необходимые учащемуся знания из огромного объема информации, накопленной и циркулирующей в Интернет. Интеллект этих систем дает возможность пользователю вводить любые запросы на естественном языке в виде вопросительных предложений. В системе осуществляются  морфологический, синтаксический и семантический анализ запроса пользователя и текстовой информации, хранящейся на сайтах Интернет. С помощью новых технологий обработки информации, использующих ее стохастическое преобразование и логический вывод на преобразованных текстовых структурах, впервые достигается возможность получения точных ответов, релевантных (соответствующих по смыслу) запросу пользователя. При этом система обеспечивает функцию получения знаний, которые в явном виде не содержатся в тексте, а извлекаются из него с помощью дедуктивного и индуктивного логического вывода, обобщения, аналогии, сравнения, выбора и др. Это дает принципиально новые возможности доступа пользователя к различным источникам информации за считанные секунды,  применения знаний, полученных из системы, в практической деятельности. Эти знания, содержащие точные ответы на заданные вопросы, могут быть  использованы для реализации методик совершенствования памяти учащегося, навыков концентрации его внимания на выполняемой работе, логического мышления и других способностей личности. 

Содержание методики совершенствования памяти

      Как отмечалось выше, стремление к новому в данной работе построено на интересе, любознательности, творческой активности учащегося. Узнав после запроса к вопросно-ответной системе дату некоего события, учащийся вновь обращается к этой системе с целью получения новых сведений, связанных с этой датой, которые за столь короткое время он не найдет ни в одной справочной литературе. Это достигается за счет новых свойств вопросно-ответной системы, описанных выше. Программная реализация [5] данной системы функционирует в Интернет на сайте с адресом: www.asknet.ru.

     При использовании названной системы объем анализируемых  событий становится несоизмеримым с тем, к которому учащийся имел доступ ранее. Перед ним - вся  литература в электронном виде, содержащаяся в Интернет, которая связана с конкретной датой (справочно-энциклопедические, учебные издания, толковые словари, монографии, научные статьи и многое другое).

     Как отмечалось, точный ответ на любой вопрос выдается за несколько секунд. Поэтому учащийся может получить множество описаний событий, дата которых совпадает с датой первого события и выбрать из них то, которое представляется ему более интересным, связанным с предыдущим событием,  более значимым или более важным для решения его конкретных задач. После выбора этого события с помощью поисковой системы он может попытаться выявить еще одну важную событийную связь, а именно связь между исходным и выбранным им событием.  Для этого, как будет показано  ниже,  в систему выдается специальный запрос. Если такая связь существует, то учащийся получает ответ,  который содержит описание данной связи, завершающей построение, говоря образно, "логического треугольника".  При этом в "вершине" этого "треугольника" находится интересуемая учащегося дата, "стороны" – события, которые произошли в указанный период, а "основание" – описание фактов, связывающих первые два события, в виде ответа на специальный запрос. Связь эта реализуется как отношения субъектов первого и второго событий  или субъекта одного из событий с объектом второго события.

     Таким образом, полученный "треугольник", во-первых, дает новую в своих взаимосвязях, часто неожиданную информацию, которая вызывает неподдельный интерес у учащегося.

     Во-вторых, сформированная логическая структура из описаний событий обеспечивает легкое запоминание требуемой даты, поскольку она дважды упоминается в разных исторически связанных событиях. При этом связь этих событий может быть описана в одном предложении, входящем в основание "треугольника". Если такая связь не содержится в ответах системы в явном виде, то она также может быть сформирована, как будет показано ниже,  из словосочетаний нескольких предложений с помощью логического вывода. Эти предложения являются ответами системы на запросы учащегося. С помощью данных запросов учащийся пытается доказать логическую связь первых двух событий, имеющих одну и ту же дату, что требует от него проявления определенной творческой активности.

     В-третьих, учащийся получает новые знания по истории (истории науки, культуры и др.), которые появляются в результате формируемых им запросов.

       Подытожим, в чем, на наш взгляд, заключается творческая сущность данной методико-теоретической разработки.

1. Выбор события из списка, представленного поисковой системой, которое, по  мнению учащегося, предположительно связано с первым событием.

2. При отсутствии непосредственной связи этих событий (после специального запроса) построение цепочки запросов, которые в итоге позволили бы выявить логическую связь между этими событиями.

     Таким образом, данная методика дает возможность заменить механическое заучивание дат процессом выбора событий, связанных с этими датами, который предполагает творческое отношение учащегося.

     Так запоминаемая дата, выходя из ограничений механического заучивания, попадает в новую, практически необъятную "психологическую плоскость" творческих поисков учащегося.

    Отметим, что представленная методика является началом  работы авторов в этом направлении и не претендует на охват всех проблем запоминания. Она лишь показывает то, что  использование новых информационных технологий позволяет существенно облегчить учащимся запоминание дат и связанных с ними событий. 

 

Примеры реализации методики совершенствования памяти

     Рассмотрим порядок реализации данной методики на примерах запоминания дат из области культуры, создания наиболее значимых культурных ценностей, а также дат связанных с ними исторических событий. В соответствии с описанной методикой учащимся предлагается, обращаясь с соответствующими запросами к вопросно-ответной системе, сформировать "треугольники", логически связывающие эти события. Отметим, что число таких событий может быть практически неограниченно.

     Для примеров выберем несколько событий, включающих следующие даты:

1) рождение А.С.Пушкина,

2) рождение Л.Н.Толстого,

3) создание П.И.Чайковским оперы "Пиковая дама",

4) написание М.Горьким "Песни о Соколе",

5) создание К.Петровым-Водкиным картины "Купание Красного коня".

        Пример 1, связанный с датой рождения А.С.Пушкина.

     С целью создания "логического треугольника" по первому событию учащийся вводит в интеллектуальную вопросно-ответную систему следующий запрос:

1.1. Запрос: Когда родился А.С.Пушкин?

Благодаря описанным выше свойствам системы учащийся получает точный ответ, релевантный заданному запросу.

1.1. Ответ: А.С.Пушкин родился в 1799 году.

     Далее в соответствии с методикой учащийся вводит в систему запрос следующего содержания:

2.1. Запрос: Какие события произошли в 1799 году?

На данный запрос будет получен целый ряд ответов, содержащих описания событий, которые происходили в 1799 году. Поскольку система использует для ответа все информационные ресурсы Интернет, включая энциклопедии, справочники, научно-методическую литературу и др., то перед учащимся будут представлены практически все или большинство наиболее важных исторических событий этого года. Выбирая один из ответов, наиболее тесно связанный с ответом 1.1., учащийся проявляет творческое участие в процессе формирования указанного "логического треугольника".

      Пусть, например, в качестве второго будет выбрано такое событие:

2.1.Ответ: Наполеон вернулся во Францию из Египта в 1799 году после серии триумфальных побед.

     Далее учащийся проверяет наличие события, связывающего субъекты двух первых событий. Для этого он  вводит  в систему специальный запрос:

3.1. Запрос: А.С.Пушкин – Наполеон.

     Из системы будет получен следующий ответ:

3.1. Ответ: А.С.Пушкин написал стихотворение "Наполеон" (1821).

     Так учащийся выстраивает "логический треугольник", в вершине которого расположена дата – 1799 год. Первая сторона "треугольника" представлена ответом:

1.1. Ответ: А.С.Пушкин родился в 1799 году.

Вторая сторона содержит ответ:

2.1. Ответ: Наполеон вернулся во Францию из Египта в 1799 году после серии триумфальных побед.

     Факт, положенный в основание "треугольника", которое логически связывает первое и второе события, описан в ответе:

3.1. Ответ: А.С.Пушкин написал стихотворение "Наполеон" (1821).

     Наличие даты в созданном учащимся "логическом треугольнике" событий и фактов существенно увеличивает объем и прочность запоминаемой информации. Поскольку  дата "опирается" на  "треугольник", который является "жесткой фигурой", постольку она надолго "удерживается" в памяти учащегося. При этом и сами события, образующие этот "треугольник", сохраняются.  Если же некоторые события или факты все-таки стираются из памяти, то они могут быть восстановлены с использованием логических связей образованного "треугольника".

     Теперь рассмотрим кратко результаты реализации данной методики на примерах, которые связаны с датами других, отмеченных выше событий.

     Пример 2, связанный с датой рождения Л.Н.Толстого.

1.1. Запрос: Когда родился Л.Н.Толстой?

1.1. Ответ: Л.Н.Толстой родился в 1828 году.

2.1. Запрос: Какие события произошли в 1828 году?

2.1. Ответ: В ходе Кавказской войны в 1828 году произошло победоносное для русской армии Хасаукинское сражение. 3.1.Запрос: Л.Н.Толстой – Кавказская война.

3.1.Ответ: В рассказах "Кавказский пленник", "Набег" и "Рубка леса" запечатлены события Кавказской войны, которую повидал Толстой в годы его службы в армии.

В результате образуется следующий "логический треугольник": 

Вершина – 1828 год.

Первая сторона – 1.1. Ответ: Л.Н.Толстой родился в 1828 году.

Вторая сторона – 2.1. Ответ: В ходе Кавказской войны в 1828 году произошло победоносное для русской армии Хасаукинское сражение.

Основание "треугольника" - 3.1.Ответ: В рассказах "Кавказский пленник", "Набег" и "Рубка леса" запечатлены события Кавказской войны, которую повидал Толстой в годы его службы в армии.

Пример 3, связанный с датой создания П.И.Чайковским оперы "Пиковая дама".

1.1. Запрос: Когда П.И.Чайковский создал оперу "Пиковая дама"?

1.1. Ответ: П.И.Чайковский создал оперу "Пиковая дама" в 1890 году.

2.1. Запрос: Какие события произошли в 1890 году?

2.1. Ответ: Борис Пастернак родился в 1890 году.

3.1.Запрос: П.И.Чайковский – Борис Пастернак.

3.1.Ответ: В разные годы П.И.Чайковский и Борис Пастернак посещали Венецию.

В результате образуется следующий "логический треугольник": 

Вершина – 1890 год.

Первая сторона – 1.1. Ответ: П.И.Чайковский создал оперу "Пиковая дама" в 1890 году.

Вторая сторона – 2.1. Ответ: Борис Пастернак родился в 1890 году.

Основание "треугольника" - 3.1.Ответ: В разные годы П.И.Чайковский и Борис Пастернак посещали Венецию. 

Пример 4, связанный с датой написания М.Горьким "Песни о Соколе". 

1.1. Запрос: Когда М.Горький создал "Песню о Соколе"?

1.1. Ответ: М.Горький создал "Песню о Соколе" в 1895 году.

2.1. Запрос: Какие события произошли в 1895 году?

2.1. Ответ: А.С. Попов изобрел радио в 1895 году.

3.1.Запрос: М.Горький – А.С.Попов.

3.1.Ответ: М.Горький и А.С.Попов проживали в Нижнем Новгороде.

В результате образуется следующий "логический треугольник": 

Вершина – 1895 год.

Первая сторона – 1.1. Ответ: М.Горький создал "Песню о Соколе" в 1895 году.

Вторая сторона – 2.1. Ответ: А.С. Попов изобрел радио в 1895 году.

Основание "треугольника" - 3.1.Ответ: М.Горький и А.С.Попов проживали в Нижнем Новгороде. 

Пример 5, связанный с датой создания К.Петровым-Водкиным картины "Купание красного коня". 

1.1. Запрос: Когда К.Петров-Водкин создал картину "Купание красного коня"?

1.1. Ответ: К.Петров-Водкин создал картину "Купание красного коня" в 1912 году.

2.1. Запрос: Какие произведения искусства были созданы в 1912 году?

2.1. Ответ: П.Пикассо создал картину "Натюрморт с плетеным стулом" в 1912 году, что стало общепринятой датой возникновения коллажа в европейском и русском искусстве. 3.1.Запрос: К.Петров-Водкин – П.Пикассо.

3.1.Ответ: В поисках нового П.Пикассо и К.Петров-Водкин  обращались к традиции, но образы Пикассо в тот момент программно вырывались из контекста европейской традиции, а картины Петрова-Водкина возвращали зрителя в круг европейских культурных архетипов.

В результате образуется следующий "логический треугольник": 

Вершина – 1912 год.

Первая сторона – 1.1. Ответ: К.Петров-Водкин создал картину "Купание красного коня" в 1912 году.

Вторая сторона – 2.1. Ответ: П.Пикассо создал картину "Натюрморт с плетеным стулом" в 1912 году, что стало общепринятой датой возникновения коллажа в европейском и русском искусстве.

Основание "треугольника" - 3.1.Ответ: В поисках нового П.Пикассо и К.Петров-Водкин  обращались к традиции, но образы Пикассо в тот момент программно вырывались из контекста европейской традиции, а картины Петрова-Водкина возвращали зрителя в круг европейских культурных архетипов.

     Теперь рассмотрим случай, когда связь между первым и вторым событиями в основании "логического треугольника" формируется  с помощью логического вывода с применением индукции и дедукции.

      Если в первом примере - дата рождения А.С.Пушкина - учащийся хочет связать первое и второе события (А.С.Пушкин родился в 1799 году. Наполеон вернулся во Францию из Египта в 1799 году после серии триумфальных побед.) с помощью логического вывода путем ввода в систему соответствующих запросов, то может быть образована следующая логическая цепочка:

А.С.Пушкин -> Ганнибал -> Эфиопия -> Африканский континент -> Африканский континент -> Египет -> Наполеон.

Эта логическая последовательность, связывающая в данном случае имена Пушкина и Наполеона через Африканский континент, откуда родом был прадед Пушкина и где воевал Наполеон, может быть также положена в основание описанного выше "треугольника". При этом возможно использование, к примеру, следующих запросов:

Кто был прадед А.С.Пушкина?

Где родился прадед А.С.Пушкина?

Где находится Эфиопия?

Где находится Египет?

     Предлагаем читателю сформировать соответствующие запросы и с помощью интеллектуальной вопросно-ответной поисковой системы (www.asknet.ru), используя ответы, построить данную логическую цепочку самостоятельно.

     Таким образом, предложенная методика, основанная на применении интеллектуальной вопросно-ответной системы и формировании "логических треугольников" связей событий и дат,  позволяет по-новому, более эффективно решать проблему развития памяти учащегося.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1) Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224с.

2) Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974.- 311с.

3) Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В.Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 304с.

4) Насыпный В.В., Насыпная Г.А. Способ синтеза самообучающейся системы извлечения знаний из текстовых документов для поисковых систем. Патент РФ №2273879 от 28.05.2002г.

5) Насыпный В.В., Уразгельдиев Ш.У., Огарок А.Л. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2007610975 от 20.02.2007г.

  Участник проекта Сколково