Методика совершенствования памяти
Г. Насыпная, В. Насыпный
Предлагаемая методика посвящена
решению важной проблемы современной педагогики и психологии,
связанной с совершенствованием памяти учащихся в процессе
обучения. Данная методика базируется на исследованиях классиков
современной психологии и использовании новой информационной
технологии. Она обеспечивает замену механического запоминания
творческим процессом извлечения знаний из Интернет и образование
из полученных ответов логически связанных структур. Это создает
принципиально новую основу для развития памяти учащихся.
Значение совершенствования памяти в
современном учебном процессе
В настоящее время особенно
повысилось значение памяти как важнейшей психологической
функции личности человека. Это обусловлено коренными
изменениями в жизни общества. Развитие рыночных отношений,
бизнеса, обострение конкуренции, необходимость владения
современной техникой, иностранными языками инициировали
повышение ответственности человека за его профессиональную
деятельность. В этом процессе приходится принимать важные
решения в сжатые сроки, мысленно перерабатывая большое
количество информации, которую человек должен быстро извлекать
из своей памяти. Сказанное, на наш взгляд, обосновывает
необходимость совершенствования методического аппарата развития
памяти, применяемого в образовательном процессе в школах, а
также в средних и высших учебных заведениях различного профиля.
Бесспорно, что поиск новых
приемов работы над памятью должен базироваться на достижениях
советских и российских ученых в области психологии и педагогики
[1, 2, 3]. Вместе с тем, необходимо широко привлекать новые
источники методов запоминания, в частности, информационные
технологии, которые в опоре на известные положения позволяют
получить более эффективные современные способы развития памяти,
направленные на решение задач сегодняшнего дня.
Известно, что советская
психология постоянно уделяла внимание этой проблеме и добилась
больших успехов в ее разработке. Основой этих достижений явились
труды советских ученых-классиков Выготского Л.С., Лурия А.Р.,
Леонтьева А.Н., признанных во всем мире. Дальнейшее развитие их
идеи получили в работах П.И.Зинченко, А.А.Смирнова
А.В.Петровского и др. Отметим, что исследования названных
ученых непосредственно связаны с педагогическим процессом,
направлены на оказание помощи учащимся в интеллектуальном
развитии и, в частности, в совершенствовании памяти.
Опорной точкой предлагаемой
методико-теоретической разработки является мысль Лурия А.Р. [1]
о том, что природная память человека может быть существенно
увеличена на основе "культурного развития" процесса запоминания,
под которым понимается хорошо организованное умение пользоваться
своим "психологическим инвентарем", создавать различные
логические и образные структуры синтеза нового объема памяти.
Здесь огромную роль играет творческий компонент,
заинтересованность человека в развитии своей памяти, неявно
вызванная возможностями новой информационной технологии. Трудная
задача запоминания превращается в увлекательный творческий
процесс с игровыми элементами и неожиданными "личными
открытиями" не известных ранее учащимся знаний, извлекаемых из
текстовой информации. Как показывает педагогический опыт,
включение творческого и игрового элементов в арсенал
вспомогательных приемов запоминания особенно полезно для
учащихся.
В предлагаемой методике
главенствующую роль играют интеллектуальные вопросно-ответные
поисковые системы нового поколения, которые позволяют извлекать
необходимые учащемуся знания из огромного объема информации,
накопленной и циркулирующей в Интернет. Интеллект этих систем
дает возможность пользователю вводить любые запросы на
естественном языке в виде вопросительных предложений. В системе
осуществляются морфологический, синтаксический и семантический
анализ запроса пользователя и текстовой информации, хранящейся
на сайтах Интернет. С помощью новых технологий обработки
информации, использующих ее стохастическое преобразование и
логический вывод на преобразованных текстовых структурах,
впервые достигается возможность получения точных ответов,
релевантных (соответствующих по смыслу) запросу пользователя.
При этом система обеспечивает функцию получения знаний, которые
в явном виде не содержатся в тексте, а извлекаются из него с
помощью дедуктивного и индуктивного логического вывода,
обобщения, аналогии, сравнения, выбора и др. Это дает
принципиально новые возможности доступа пользователя к различным
источникам информации за считанные секунды, применения знаний,
полученных из системы, в практической деятельности. Эти знания,
содержащие точные ответы на заданные вопросы, могут быть
использованы для реализации методик совершенствования памяти
учащегося, навыков концентрации его внимания на выполняемой
работе, логического мышления и других способностей личности.
Содержание методики
совершенствования памяти
Как отмечалось выше,
стремление к новому в данной работе построено на интересе,
любознательности, творческой активности учащегося. Узнав после
запроса к вопросно-ответной системе дату некоего события,
учащийся вновь обращается к этой системе с целью получения новых
сведений, связанных с этой датой, которые за столь короткое
время он не найдет ни в одной справочной литературе. Это
достигается за счет новых свойств вопросно-ответной системы,
описанных выше. Программная реализация [5] данной системы
функционирует в Интернет на сайте с адресом:
www.asknet.ru.
При использовании названной
системы объем анализируемых событий становится несоизмеримым с
тем, к которому учащийся имел доступ ранее. Перед ним - вся
литература в электронном виде, содержащаяся в Интернет, которая
связана с конкретной датой (справочно-энциклопедические, учебные
издания, толковые словари, монографии, научные статьи и многое
другое).
Как отмечалось, точный ответ
на любой вопрос выдается за несколько секунд. Поэтому учащийся
может получить множество описаний событий, дата которых
совпадает с датой первого события и выбрать из них то, которое
представляется ему более интересным, связанным с предыдущим
событием, более значимым или более важным для решения его
конкретных задач. После выбора этого события с помощью поисковой
системы он может попытаться выявить еще одну важную событийную
связь, а именно связь между исходным и выбранным им событием.
Для этого, как будет показано ниже, в систему выдается
специальный запрос. Если такая связь существует, то учащийся
получает ответ, который содержит описание данной связи,
завершающей построение, говоря образно, "логического
треугольника". При этом в "вершине" этого "треугольника"
находится интересуемая учащегося дата, "стороны" – события,
которые произошли в указанный период, а "основание" – описание
фактов, связывающих первые два события, в виде ответа на
специальный запрос. Связь эта реализуется как отношения
субъектов первого и второго событий или субъекта одного из
событий с объектом второго события.
Таким образом, полученный
"треугольник", во-первых, дает новую в своих взаимосвязях, часто
неожиданную информацию, которая вызывает неподдельный интерес у
учащегося.
Во-вторых, сформированная
логическая структура из описаний событий обеспечивает легкое
запоминание требуемой даты, поскольку она дважды упоминается в
разных исторически связанных событиях. При этом связь этих
событий может быть описана в одном предложении, входящем в
основание "треугольника". Если такая связь не содержится в
ответах системы в явном виде, то она также может быть
сформирована, как будет показано ниже, из словосочетаний
нескольких предложений с помощью логического вывода. Эти
предложения являются ответами системы на запросы учащегося. С
помощью данных запросов учащийся пытается доказать логическую
связь первых двух событий, имеющих одну и ту же дату, что
требует от него проявления определенной творческой активности.
В-третьих, учащийся получает
новые знания по истории (истории науки, культуры и др.), которые
появляются в результате формируемых им запросов.
Подытожим, в чем, на наш
взгляд, заключается творческая сущность данной
методико-теоретической разработки.
1. Выбор события из списка,
представленного поисковой системой, которое, по мнению
учащегося, предположительно связано с первым событием.
2. При отсутствии непосредственной
связи этих событий (после специального запроса) построение
цепочки запросов, которые в итоге позволили бы выявить
логическую связь между этими событиями.
Таким образом, данная методика
дает возможность заменить механическое заучивание дат процессом
выбора событий, связанных с этими датами, который предполагает
творческое отношение учащегося.
Так запоминаемая дата, выходя
из ограничений механического заучивания, попадает в новую,
практически необъятную "психологическую плоскость" творческих
поисков учащегося.
Отметим, что представленная
методика является началом работы авторов в этом направлении и
не претендует на охват всех проблем запоминания. Она лишь
показывает то, что использование новых информационных
технологий позволяет существенно облегчить учащимся запоминание
дат и связанных с ними событий.
Примеры реализации методики
совершенствования памяти
Рассмотрим порядок реализации
данной методики на примерах запоминания дат из области культуры,
создания наиболее значимых культурных ценностей, а также дат
связанных с ними исторических событий. В соответствии с
описанной методикой учащимся предлагается, обращаясь с
соответствующими запросами к вопросно-ответной системе,
сформировать "треугольники", логически связывающие эти события.
Отметим, что число таких событий может быть практически
неограниченно.
Для примеров выберем несколько
событий, включающих следующие даты:
1) рождение А.С.Пушкина,
2) рождение Л.Н.Толстого,
3) создание П.И.Чайковским оперы
"Пиковая дама",
4) написание М.Горьким "Песни о
Соколе",
5) создание К.Петровым-Водкиным
картины "Купание Красного коня".
Пример 1, связанный с
датой рождения А.С.Пушкина.
С целью создания "логического
треугольника" по первому событию учащийся вводит в
интеллектуальную вопросно-ответную систему следующий запрос:
1.1. Запрос: Когда родился
А.С.Пушкин?
Благодаря описанным выше свойствам
системы учащийся получает точный ответ, релевантный заданному
запросу.
1.1. Ответ: А.С.Пушкин родился в
1799 году.
Далее в соответствии с
методикой учащийся вводит в систему запрос следующего
содержания:
2.1. Запрос: Какие события
произошли в 1799 году?
На данный запрос будет получен
целый ряд ответов, содержащих описания событий, которые
происходили в 1799 году. Поскольку система использует для ответа
все информационные ресурсы Интернет, включая энциклопедии,
справочники, научно-методическую литературу и др., то перед
учащимся будут представлены практически все или большинство
наиболее важных исторических событий этого года. Выбирая один из
ответов, наиболее тесно связанный с ответом 1.1., учащийся
проявляет творческое участие в процессе формирования указанного
"логического треугольника".
Пусть, например, в качестве
второго будет выбрано такое событие:
2.1.Ответ: Наполеон вернулся во
Францию из Египта в 1799 году после серии триумфальных побед.
Далее учащийся проверяет
наличие события, связывающего субъекты двух первых событий. Для
этого он вводит в систему специальный запрос:
3.1. Запрос: А.С.Пушкин – Наполеон.
Из системы будет получен
следующий ответ:
3.1. Ответ: А.С.Пушкин написал
стихотворение "Наполеон" (1821).
Так учащийся выстраивает
"логический треугольник", в вершине которого расположена дата –
1799 год. Первая сторона "треугольника" представлена ответом:
1.1. Ответ: А.С.Пушкин родился в
1799 году.
Вторая сторона содержит ответ:
2.1. Ответ: Наполеон вернулся во
Францию из Египта в 1799 году после серии триумфальных побед.
Факт, положенный в основание
"треугольника", которое логически связывает первое и второе
события, описан в ответе:
3.1. Ответ: А.С.Пушкин написал
стихотворение "Наполеон" (1821).
Наличие даты в созданном
учащимся "логическом треугольнике" событий и фактов существенно
увеличивает объем и прочность запоминаемой информации.
Поскольку дата "опирается" на "треугольник", который является
"жесткой фигурой", постольку она надолго "удерживается" в памяти
учащегося. При этом и сами события, образующие этот
"треугольник", сохраняются. Если же некоторые события или факты
все-таки стираются из памяти, то они могут быть восстановлены с
использованием логических связей образованного "треугольника".
Теперь рассмотрим кратко
результаты реализации данной методики на примерах, которые
связаны с датами других, отмеченных выше событий.
Пример 2, связанный с
датой рождения Л.Н.Толстого.
1.1. Запрос: Когда родился
Л.Н.Толстой?
1.1. Ответ: Л.Н.Толстой родился в
1828 году.
2.1. Запрос: Какие события
произошли в 1828 году?
2.1. Ответ: В ходе Кавказской войны
в 1828 году произошло победоносное для русской армии
Хасаукинское сражение. 3.1.Запрос: Л.Н.Толстой – Кавказская
война.
3.1.Ответ: В рассказах "Кавказский
пленник", "Набег" и "Рубка леса" запечатлены события Кавказской
войны, которую повидал Толстой в годы его службы в армии.
В результате образуется следующий
"логический треугольник":
Вершина – 1828 год.
Первая сторона – 1.1. Ответ:
Л.Н.Толстой родился в 1828 году.
Вторая сторона – 2.1. Ответ: В ходе
Кавказской войны в 1828 году произошло победоносное для русской
армии Хасаукинское сражение.
Основание "треугольника" -
3.1.Ответ: В рассказах "Кавказский пленник", "Набег" и "Рубка
леса" запечатлены события Кавказской войны, которую повидал
Толстой в годы его службы в армии.
Пример 3, связанный с датой
создания П.И.Чайковским оперы "Пиковая дама".
1.1. Запрос: Когда П.И.Чайковский
создал оперу "Пиковая дама"?
1.1. Ответ: П.И.Чайковский создал
оперу "Пиковая дама" в 1890 году.
2.1. Запрос: Какие события
произошли в 1890 году?
2.1. Ответ: Борис Пастернак родился
в 1890 году.
3.1.Запрос: П.И.Чайковский – Борис
Пастернак.
3.1.Ответ: В разные годы
П.И.Чайковский и Борис Пастернак посещали Венецию.
В результате образуется следующий
"логический треугольник":
Вершина – 1890 год.
Первая сторона – 1.1. Ответ:
П.И.Чайковский создал оперу "Пиковая дама" в 1890 году.
Вторая сторона – 2.1. Ответ: Борис
Пастернак родился в 1890 году.
Основание "треугольника" -
3.1.Ответ: В разные годы П.И.Чайковский и Борис Пастернак
посещали Венецию.
Пример 4, связанный с датой
написания М.Горьким "Песни о Соколе".
1.1. Запрос: Когда М.Горький создал
"Песню о Соколе"?
1.1. Ответ: М.Горький создал "Песню
о Соколе" в 1895 году.
2.1. Запрос: Какие события
произошли в 1895 году?
2.1. Ответ: А.С. Попов изобрел
радио в 1895 году.
3.1.Запрос: М.Горький – А.С.Попов.
3.1.Ответ: М.Горький и А.С.Попов
проживали в Нижнем Новгороде.
В результате образуется следующий
"логический треугольник":
Вершина – 1895 год.
Первая сторона – 1.1. Ответ:
М.Горький создал "Песню о Соколе" в 1895 году.
Вторая сторона – 2.1. Ответ: А.С.
Попов изобрел радио в 1895 году.
Основание "треугольника" -
3.1.Ответ: М.Горький и А.С.Попов проживали в Нижнем Новгороде.
Пример 5, связанный с датой
создания К.Петровым-Водкиным картины "Купание красного коня".
1.1. Запрос: Когда К.Петров-Водкин
создал картину "Купание красного коня"?
1.1. Ответ: К.Петров-Водкин создал
картину "Купание красного коня" в 1912 году.
2.1. Запрос: Какие произведения
искусства были созданы в 1912 году?
2.1. Ответ: П.Пикассо создал
картину "Натюрморт с плетеным стулом" в 1912 году, что стало
общепринятой датой возникновения коллажа в европейском и русском
искусстве. 3.1.Запрос: К.Петров-Водкин – П.Пикассо.
3.1.Ответ: В поисках нового
П.Пикассо и К.Петров-Водкин обращались к традиции, но образы
Пикассо в тот момент программно вырывались из контекста
европейской традиции, а картины Петрова-Водкина возвращали
зрителя в круг европейских культурных архетипов.
В результате образуется следующий
"логический треугольник":
Вершина – 1912 год.
Первая сторона – 1.1. Ответ:
К.Петров-Водкин создал картину "Купание красного коня" в 1912
году.
Вторая сторона – 2.1. Ответ:
П.Пикассо создал картину "Натюрморт с плетеным стулом" в 1912
году, что стало общепринятой датой возникновения коллажа в
европейском и русском искусстве.
Основание "треугольника" -
3.1.Ответ: В поисках нового П.Пикассо и К.Петров-Водкин
обращались к традиции, но образы Пикассо в тот момент программно
вырывались из контекста европейской традиции, а картины
Петрова-Водкина возвращали зрителя в круг европейских культурных
архетипов.
Теперь рассмотрим случай,
когда связь между первым и вторым событиями в основании
"логического треугольника" формируется с помощью логического
вывода с применением индукции и дедукции.
Если в первом примере - дата
рождения А.С.Пушкина - учащийся хочет связать первое и второе
события (А.С.Пушкин родился в 1799 году. Наполеон вернулся во
Францию из Египта в 1799 году после серии триумфальных побед.) с
помощью логического вывода путем ввода в систему соответствующих
запросов, то может быть образована следующая логическая цепочка:
А.С.Пушкин -> Ганнибал -> Эфиопия
-> Африканский континент -> Африканский континент -> Египет ->
Наполеон.
Эта логическая последовательность,
связывающая в данном случае имена Пушкина и Наполеона через
Африканский континент, откуда родом был прадед Пушкина и где
воевал Наполеон, может быть также положена в основание
описанного выше "треугольника". При этом возможно использование,
к примеру, следующих запросов:
Кто был прадед А.С.Пушкина?
Где родился прадед А.С.Пушкина?
Где находится Эфиопия?
Где находится Египет?
Предлагаем читателю
сформировать соответствующие запросы и с помощью
интеллектуальной вопросно-ответной поисковой системы (www.asknet.ru),
используя ответы, построить данную логическую цепочку
самостоятельно.
Таким образом, предложенная
методика, основанная на применении интеллектуальной
вопросно-ответной системы и формировании "логических
треугольников" связей событий и дат, позволяет по-новому, более
эффективно решать проблему развития памяти учащегося.
ЛИТЕРАТУРА
1) Выготский Л.С., Лурия А.Р.
Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. –
224с.
2) Лурия А.Р. Нейропсихология
памяти. – М.: Педагогика, 1974.- 311с.
3) Основы педагогики и психологии
высшей школы. Под ред. А.В.Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1986.- 304с.
4) Насыпный В.В., Насыпная Г.А.
Способ синтеза самообучающейся системы извлечения знаний из
текстовых документов для поисковых систем. Патент РФ №2273879 от
28.05.2002г.
5) Насыпный В.В., Уразгельдиев
Ш.У., Огарок А.Л. Свидетельство об официальной регистрации
программы для ЭВМ №2007610975 от 20.02.2007г.
|